“Зритель сегодня стремится в страну грез…”

Архив 201009/11/2010

В рамках I Открытого фестиваля современной драматургии “Реабилитация настоящего” в Армению приехали известные театральные деятели. Среди них и драматург Олег ЛОЕВСКИЙ. У него репутация человека, который знает все о русском провинциальном театре. Он эксперт “Золотой маски” и делает несколько собственных фестивальных проектов (самый известный — фестиваль “Реальный театр”). При этом он не театральный критик, а человек, который, по его словам, с удовольствием “сводит, знакомит, редактирует, подсказывает”.
— Олег Семенович, какие тенденции в современной драматургии вы бы отметили?
— Современная драматургия — это новый язык, который к нам только приходит. Конечно, об особенностях нашей эпохи можно рассказать и посредством “Доходного места” Островского, но зритель хочет увидеть себя… Или не хочет… Наверное, все-таки не хочет — реальность его достала. Зритель сегодня стремится в страну грез. Сделайте нам красиво, сделайте нам смешно. Развлеките, не заставляйте ни думать, ни чувствовать, ни страдать, ни сострадать. Если в советский период современной драме приходилось пробиваться на сцену, потому что была иносказательность, была метафора, то сегодня метафоры нет. Она не нужна. И открытая асоциальность нас мало интересует.
— Как по-вашему, театр сегодня — культурная периферия?
— Ну и что, разве на периферии плохо? В первых рядах сегодня, конечно, телевидение. Даже кино уже оттесняется — компьютером, тем же ТВ, — становится продуктом домашнего употребления. Можно сказать шире, что вся культура уходит на периферию. Один мой знакомый не поленился просмотреть полтора миллиона вопросов, которые поступают по интернету Владимиру Путину перед его публичными интервью: ни одного по проблемам культуры! Культура, искусство остаются вне сферы интересов народа.
— Отличаются ли театры разных “административных единиц”?
— Я очень люблю национальные театры России. Будь то хакасский театр, или татарский, или башкирский, или ингушский, или замечательный театр из Якутии. Малые народы занимаются своей культурой и должны сохранить ее. В этом есть их миссия. И порой даже эстетическая сторона может отойти даже на шаг назад. У малых городов эти миссии также и культуртрегерские. Потому что театр — это, пожалуй, единственное культурное место в городе. Если взглянуть на афишу последнего фестиваля Малых городов России, можно увидеть неожиданные пьесы, порой там бывает больше новых идей, чем в столичных театрах, у которых часто миссия сводится к тупому зарабатыванию денег.
— Я слышал, в вашей новой пьесе вы собираетесь обратиться к армянской тематике?..
— Дело в том, что я когда-то узнал об истории захвата армянами оттоманского банка в Стамбуле, и она потрясла меня мужеством и благородством акции и тем, какой это обернулось впоследствии трагедией. Там же не было экономических требований, было лишь условие, чтоб об армянском геноциде 1915 года узнал весь мир и признал его. В итоге мир узнал об армянском геноциде, но этот случай спровоцировал волну новых терактов и новых геноцидов. Эта страшная закономерность меня поразила! Я собираю материалы, чтобы сделать масштабный взвешенный киносценарий, поскольку мне кажется, это очень серьезная веха в истории человечества для понимания того, что сегодня происходит в мире. Необходимо вновь восхититься этой историей и пережить ее трагизм. Я ездил в Турцию, был в том банке, читал их информацию по этому делу… Однако с большим интересом и нетерпением я ожидаю возможности ознакомиться с материалами, которые мне обещали предоставить в Армении.
— Вы впервые в Армении — что успели увидеть?
— Самые сильные впечатления, конечно, у меня как у библиофила от посещения Матенадарана. Я бы там надолго поселился! Приблизительно такое же по силе потрясение у меня было в молодости после просмотра фильма Сергея Параджанова “Саят-Нова”. Я посмотрел этот фильм, а потом… купил билет на следующий сеанс. И так восемь раз! Я не мог насытиться фильмом, каждый раз открывая в нем все новые и новые грани… К моей великой радости, мы побывали в музее Сергея Иосифовича. Вы представляете, что означает для меня окунуться непосредственно в ауру этого великого человека?