WikiLeaks о цензуре на российском ТВ

Архив 201103/02/2011

На скандально известном сайте WikiLeaks, специализирующемся на публикации секретных правительственных документов, появился очередной транш дипломатических депеш, отправленных в Вашингтон сотрудниками посольства США в Москве. В одном из документов американский посол пишет о том, как Кремль манипулировал телеканалами накануне парламентских выборов декабря 2007 года.

Среди новых документов из России особый интерес представляет депеша, составленная 30 ноября 2007 года бывшим послом США Уильямом Бернсом, который сейчас является заместителем госсекретаря США по политическим вопросам. В ней дипломат описывает, как Кремль манипулирует государственными телеканалами накануне парламентских выборов декабря 2007 года, создавая позитивный образ президента Владимира Путина и партии “Единая Россия”. “В том, что именно президент Путин, его администрация и “Единая Россия” загребают большинство эфирного времени в преддверии назначенных на 2 декабря выборов в Госдуму, можно легко убедиться, просто посмотрев ночные новости. За последние два месяца три четверти эфирного времени на национальных телеканалах и более половины статей в печатных СМИ были посвящены “Единой России” и Путину. Причина столь перекошенного освещения ясна — это комбинация кремлевского влияния и самоцензуры СМИ, — докладывает посол Бернс в Вашингтон. — В беседах с нами сотрудники государственных СМИ честно признавали, что освещение выборов одностороннее, и приводили примеры давления со стороны Кремля. Несмотря на то что “Единая Россия” является явным лидером гонки, Кремль не чурается никакими перегибами, чтобы гарантированно обеспечить ее преимущество”. Далее дипломат пишет, что, пообщавшись с высокопоставленными сотрудниками ведущих российских СМИ, он пришел к выводу, что “эта практика не нова и началась с президентской кампании Ельцина в 1996-м”, но при этом он отмечает, что “новым моментом является степень односторонности новостей и освещения кампании в пользу “Единой России”. Из всех телеканалов более или менее взвешенную картину выборов, по мнению посла, давало лишь РЕН-ТВ. “Однако по сравнению с основными каналами аудитория РЕН невелика, а это значит, что большинство российских телезрителей кормят всецело положительными историями о Путине и “Единой России”, — поясняет господин Бернс. В депеше Уильям Бернс передает подробности своей беседы с Владимиром Познером. “Популярный телеведущий, столп “Первого канала” Владимир Познер объяснил, почему освещение выборов на телевидении столь искажено. По его словам, директору “Первого канала” Константину Эрнсту в ноябре несколько раз звонили из Кремля с требованием увеличить количество негативной информации о других партиях, при том что в октябре его подталкивали лишь к созданию позитивного имиджа “Единой России”, — говорится в депеше. Дипломат приводит примеры цензуры: “Познер попытался выйти за границы дозволенного, и Эрнст немедленно получил за это нагоняй: когда Познер в своей еженедельной передаче рассказал анекдот о Путине и “Единой России”, Эрнст получил пять гневных звонков из Кремля с требованием удалить из сетки передачу или вырезать шутку. Познер отказался редактировать шоу и сказал Эрнсту, что если передачу снимут, он созовет пресс-конференцию и устроит “большую вонь”. Познер считает себя особенным, при этом он понимает, что его действия подвергают опасности работу Эрнста. Он говорит, что это единственная причина, по которой он не заходит “слишком далеко” на своих шоу. Хуже, чем сейчас, кремлевское влияние и самоцензура в российских СМИ, по его словам, уже быть не могут”.