В Санкт-Петербурге открывают Армению по Мандельштаму

Архив 201629/09/2016

В Парадном корпусе «Росфото» открыта выставка «Армения по Мандельштаму. Фотографии Армении начала ХХ века».

В 2015 году Армения отмечала печальную дату – столетие геноцида, устроенного Османской империей. В этом году мы отмечаем 125-летие со дня рождения выдающегося русского поэта Осипа Мандельштама, посвятившего Армении цикл стихотворений и прозу, пишет vecherka-spb.ru.

 

Как отмечает издание, идея соединить в одном проекте обе даты, фотографию и слово принадлежит сотруднице Музея истории Армении Анелке Григорян. На выставке представлено более восьмидесяти отпечатков с подлинных стеклянных негативов, хранящихся в коллекции этого музея. Фотографии были сделаны в период с 1878 по 1920 год — во время археологических экспедиций Императорской археологической комиссии в древних городах Ани и Ван. Многие из запечатленных на снимках памятников архитектуры IV — XVII веков не смогли пережить XX век. И, конечно, полностью изменили жизнь и быт людей, населявших эти места, говорится в сообщении.

Как отмечают организаторы, в состав экспедиций под руководством академика Николая Марра входили армянские ученые и фотографы: архитектор Торос Тораманян, архимандрит Гарегин Овсепян, археологи и историки Смбат Тер-Аветисян, Ашхарбек Калантар, Ерванд Лалаян и фотографы Ованес Кюркчян, Арам и Ара Вруйры.

«Когда мы узнали об этом проекте, мы ухватились за него, – рассказывает куратор выставки Игорь Лебедев. – Мы говорим об истории, памяти, просто об армянской архитектуре, практически неизвестной петербургскому зрителю, о том, какой Армения была в древности и какой стала после трагических событий начала ХХ века».

«Зубы зрения крошатся и обламываются, когда смотришь впервые на армянские церкви», – писал Мандельштам в «Путешествии в Армению». Древние обтесанные камни иногда лежат в беспорядке, и можно лишь догадываться, что представляло собой здание – как храм Святого Григора Просветителя в Ани, от которого остался только фрагмент стены. Но иногда внутренность старинного храма предстает в своей монументальной простоте, как в интерьере церкви Богородицы в Ариче: на низкие массивные колонны опираются высокие своды; здание практически без декора, лишь скупая резьба над входом и на потолке.

«По выставке лучше ходить с лупой – каждую деталь архитектуры, пейзажа, лица и одежду людей можно внимательно рассматривать, – продолжает Игорь Лебедев. — Фотографии, напечатанные со стеклянных пластин, отличает очень высокое качество». Снимки, черно-белые, и стихи Мандельштама порой придают экспозиции отсутствующий в ней цвет…

Осип Мандельштам приехал в Армению в мае 1930 года и пробыл здесь до осени. Опальный поэт, переживавший травлю, – его не печатали, с ним часто беседовали «люди в штатском». Мандельштам давно интересовался Арменией и мечтал туда попасть. Осуществить мечту поэту помог еще не находившийся в опале Николай Бухарин.

Исследователи считают написанное Мандельштамом в Армении одной из вершин его творчества. Когда поэту пришлось вернуться, он написал недвусмысленные строки: «Я возвратился, нет – читай: насильно / Был возвращен в буддийскую Москву».

 

Я тебя никогда не увижу,

Близорукое армянское небо,

И уже не взгляну, прищурясь,

На дорожный шатер Арарата,

И уже никогда не раскрою

В библиотеке авторов гончарных

Прекрасной земли пустотелую книгу,

По которой учились первые люди…

Написал поэт, прощаясь с Арменией. Как мы знаем, возвращение оказалось роковым – последовал первый арест и ссылка, второй арест и гибель. Имя Мандельштама оказалось вычеркнуто отовсюду, подчеркивается в заключение.