Сектантскими структурами стали даже школы

Архив 201020/05/2010

13 апреля 2010 г. в “НВ” была опубликована статья “Осторожно: “Свидетели Иеговы!”, которая вызвала бурные протесты со стороны членов этой религиозной организации, выраженные в письмах в редакцию.

Приведу выдержки некоторых из них. “Какое вы имеете моральное право называть “Свидетелей Иеговы” сектой? Посмотрите словарь Ожегова и поймете, что это определение не применимо к нашей организации”.
Вняв совету, заглядываю в указанный словарь, где черным по белому написано: “Секта — религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви”. Непонятно, что так не понравилось в нашей трактовке автору письма, ведь не станет же он утверждать, что “Свидетели Иеговы” действуют “в русле” господствующей Армянской Апостольской Церкви?
Другой “обижник” в своем письме сообщает редакции, что “ему очень забавно читать мысль о том, что 13 человек, отказавшихся от службы в армии, являются угрозой общественной безопасности”.
Возможно, автору письма, целиком погруженному в изучение Библии и не сильно озабоченному судьбой отечества, мысль о необходимости его защищать, в том числе при необходимости и силой оружия, кажется забавной. Но в нашей публикации речь шла не о количестве, а об опасной тенденции, провоцируемой некоторыми религиозными организациями, в том числе и “Свидетелями Иеговы”, запрещающей своим членам служить в армии. Между тем в маленькой Армении, находящейся в сложной геополитической обстановке, когда на счету каждый потенциальный воин, и 13 человек имеют значение.
“Жизнь человека на земле не есть ли служба воинская?” — сказано в Священном писании, которое “Свидетели Иеговы” изучают каждый день с помощью “разумных научных доводов”.
Все письма от “Свидетелей Иеговы”, поступившие в редакцию, имеют одну особенность — ни одно не подписано. Возможно, называть свое имя не допускают их религиозные убеждения. Но ведь даже имя самого Иеговы в русском переводе Библии упоминается почти 4 тысячи раз. Вообще, надо сказать, что, испытывая большую склонность к общению с гражданами на предмет обращения их в свою веру, члены этой организации усердно уклоняются от любых контактов, когда нужно не проповедовать и разъяснять догматы Священного писания, а конкретно отвечать на прямо поставленные вопросы.
К примеру, автору этих строк в течение месяца, несмотря на настойчивые попытки, так и не удалось добиться встречи с одним или несколькими членами этой организации, готовыми ответить на связанные с этой публикацией вопросы. В ответ они неизменно отсылали к Библии, утверждая, что там все сказано и добавить нечего.
Между тем вопросов накопилось немало. Читателей нашей газеты, в частности, очень интересует, почему, столь упорно отстаивая свои права, в том числе и право быть услышанным и понятным теми, кто пребывает в иной вере, “Свидетели Иеговы” настырно попирают права граждан — такие, как право на отдых, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.
Далеко не каждый человек, отягощенный заботами и спешащий по своим делам, спокойно и без раздражения относится к тому, что незнакомые люди останавливают его на улице и начинают проповедовать и одолевать вопросами, суть которых сводится к откровенному призыву влиться в их ряды. Не всем приятно, после утомительного рабочего дня устроившись на диване, отрываться от интересной передачи, открывать дверь на настойчивые звонки и впускать в дом улыбчивых людей, с порога начинающих вещать о царстве Божьем.
“Свидетели Иеговы”, многим из которых не откажешь ни в интеллекте, ни в широкой эрудиции, ни в мастерском владении словом, ни даже в харизме, тем не менее не желают понимать главного — люди, которые не пришли и не идут к ним, уже сделали свой осознанный религиозный и нравственный выбор. Это их право. И нарушать его, врываясь в дома или останавливая их на улице, это такое же оскорбление религиозных чувств, в каких пытаются обвинить редакцию “Свидетели Иеговы”.

Между тем вовлечь в свои ряды неофитов им удается не редко. Сегодня, по неофициальным данным, в Армении насчитывается около 25 тысяч “Свидетелей Иеговы”. И число их растет. Год назад устами своего главы правительство Армении предложило довольно оригинальный рецепт борьбы с религиозными движениями. На встрече с представителями летнего молодежного лагеря в Цахкадзоре Тигран Саркисян заявил: “Борьба с новыми религиозными движениями приводит к увеличению числа их сторонников, к их укреплению… Поэтому лучшим способом борьбы с ними является их игнорирование, что приведет к отмиранию этих движений”.
Увы, метод, предложенный исполнительной властью, себя не оправдал. За эти годы число “Свидетелей Иеговы” заметно приумножилось, никаких признаков “отмирания” эта организация явно не обнаруживает, напротив, вбирает в себя новых адептов. Игнорируя религиозные движения, действующие вне Апостольской Церкви, мы тем самым недооцениваем степень их влияния на умы и души людей и на этом мы уже “потеряли” 100 тысяч сограждан, отторгнутых различными сектами от веры наших предков. Более того, мы способствуем увеличению и укреплению их рядов.
Бесспорно, социальный фактор играет в этом отторжении одну из главных ролей. Адаптация людей, не обладающих солидным капиталом, полезными связями или властью в нашем прагматичном, коррумпированном обществе, идет очень мучительно и натужно. Одиночество, незащищенность, осознание своей ущербности, униженности нередко толкают людей в “объятия” приверженцев той веры, где их избавляют от этих комплексов собственной неполноценности, где в окружении новообретенных “братьев” и “сестер” они ощущают свое равенство со всеми, свою утраченную социальную адекватность.
Не менее важен и фактор нравственный. Рыночные отношения привели к радикальной переоценке всех нравственных ценностей. На воспитанных в советском “пуританстве” граждан обрушилась грязная лавина насилия, жестокости, порнографии, извращений, льющаяся со страниц журналов, кино- и телеэкранов. Как противостоять этому слабой или неокрепшей душе? Библия всегда была и остается самой нравственной книгой “всех времен и народов”, величайшим кладезем непреходящих духовных ценностей, в котором во все века люди черпали силу и поддержку. С постижения Священного писания начиналось нравственное воспитание человека.
А что мы, воспитанные на ленинских компиляциях из Библии, знаем о ней? Кто из нас, положа руку на сердце, признает, что хоть раз в жизни открывал или тем более читал Священное писание? Не потому ли для нас, людей несведущих и неискушенных, библейские проповеди “Свидетелей Иеговы” являются счастливым откровением?
Свято место пусто не бывает, “Свидетели Иеговы” легко заняли это пустующее место в нашей душе, которое по праву принадлежит Армянской Церкви и армянской школе. Почему приобщение человека к высоким догматам Священного писания с самых ранних лет не взяли на себя наши священнослужители, которые могли бы это делать в воскресных или обычных средних школах и вузах? Почему по сей день изучение Библии — Ветхого и Нового Завета — не входит в качестве обязательного предмета в программу школьного образования?
Будь это так, нравственная готовность противостоять натиску захлестнувшей нас “чернухи и порнухи” была бы куда выше, а “Свидетели Иеговы” не брали на себя функцию “ликбеза” нашего религиозного невежества.
Отношение к “Свидетелям Иеговы”, которые, по их словам, призваны “проливать свет истинной веры в наши души”, во всем мире далеко не однозначно. Издаваемые этой международной организацией огромными тиражами глянцевые журналы, которые распространяются по всему миру бесплатно, мощная финансовая подпитка ее влиятельных адептов, организация пропагандистской деятельности — все это стоит больших денег. За спиной организации явно стоят влиятельные и мощнейшие силы, преследующие свои далеко идущие и не чуждые политике цели.
В мире это хорошо понимают. И не случайно, в то время как Армения по требованию Совета Европы допустила у себя деятельность различных религиозных организаций, в странах Европы в интересах национальной безопасности своих государств ввели закон, согласно которому на определенную службу запрещается принимать членов сект. Что это, как не дискриминация по религиозному признаку, за которую на нас тут же бы ополчилась толерантная Европа. Но и этого оказалось недостаточно.
В Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод записано: “Свобода проповедовать свою религию и убеждения подлежит ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц”.
Но когда Армения в интересах общественной безопасности и порядка попыталась применить тот же европейский принцип у себя, Европа нас осудила. Во всяком случае изданный 6 лет назад приказ министра внутренних дел, вводивший в Армении те же ограничения, был отменен по требованию Совета Европы. И его послушно отменили со всеми вытекающими из этого последствиями.
Между тем, как справедливо сказано в Европейской конвенции, свобода проповеди наносит и большой ущерб здоровью. Общеизвестно, что “Свидетели Иеговы” категорически отказываются даже в случае жизненной необходимости переливать чужую кровь себе или своим детям.
В журнале “Пробудись!” — печатном органе этой организации, издаваемом за рубежом и распространяемом в том числе в Армении, регулярно публикуются научно-популярные статьи об искусственных кровезаменителях, которые ничем не уступают по эффективности натуральной крови.
Прояснить эту “кровную проблему” мы попросили директора Гематологического центра им.Р.Еоляна Министерства здравоохранения Армении Смбата ДАГБАШЯНА.
“Действительно, со “Свидетелями Иеговы” проблемы возникают часто. Мы терпеливо пытаемся объяснить, что другого выхода нет, что больной может погибнуть, но родственники решительно отказываются. Правда, когда речь идет о спасении детей, нам зачастую удается переломить сопротивление родителей.
Что же касается искусственных кровезаменителей, то, да, они существуют и используются. Но живой человеческой крови ничто заменить не может. В настоящее время в Армении мы до сих пор используем только донорскую кровь”.

В интервью, которое дал “НВ” примерно год назад руководитель общественной организации “Центр помощи и реабилитации жертв деструктивных культов” Александр Амарян, он заявил, что цель этих организаций, в том числе и “Свидетелей Иеговы”, — расширить сферу своего влияния, увеличить ряды своих сторонников и упрочить свою власть над ними. Все эти секты контролируются и финансируются из-за рубежа. По словам А.Амаряна, сектанты в Армении даже вхожи в большую политику. “Я знаю сектантов, которые сегодня работают в силовых структурах, в Авиационной службе безопасности, системе телекоммуникаций, в правительственных организациях”. Между тем, напомню, в европейских странах законодательно запрещено в целях государственной безопасности на определенную службу нанимать сектантов.
Г-н Амарян утверждал, основываясь на фактах, что в свое время цветные революции на постсоветском пространстве произошли при активном участии религиозных организаций. В Украине, к примеру, активную пропагандистскую деятельность вела секта “Посольство Божье”, за что один из руководителей этой секты получил должность мэра столицы, а другой представитель секты стал его советником. В Грузии за свое деятельное участие в “революции роз” руководители секты “Слово Веры” получили посты в правительстве страны.
Таким образом, игнорировать, как предлагал премьер, деструктивные религиозные организации, безусловно, не следует. Влияние их — огромно, тем более в условиях слабой социальной защищенности большинства населения и необъяснимо пассивной позиции, которую занимает Армянская Апостольская Церковь, по этой причине теряющая своих прихожан.
В свое время, когда Европа обязала нас зарегистрировать религиозные организации, в том числе “Свидетелей Иеговы”, Совет Европы предложил создать в стране независимый орган, призванный контролировать деятельность этих организаций и своевременно информировать о них госструктуры. Послушно выполнив первую часть “наказа” Европы, мы неблагоразумно уклонились от второй. Никакой орган контроля так и не был создан. И опасаясь нарушить права зарегистрированных религиозных организаций, мы тем самым позволили им спокойно нарушать права граждан, вовлекать многих из них в свои ряды.
Противостояния возникают и в семьях, которые, случается, распадаются по этой самой причине. Мужья, чьи жены проводят целые дни на собраниях, изучая Библию “с помощью разумных научных доводов”, отказываются долго мириться с заброшенным хозяйством, холодными, наспех приготовленными обедами, оставленными на присмотр соседок детьми.
Дети с завистью смотрят на новогодние елки в доме соседей, на подарки, на крашеные яички, которыми обменивается ребятня во дворах. “Мы стараемся хранить мир со всеми людьми”, — пишет автор одного из писем. Но удается ли сохранять мир в собственной семье, если не все члены ее приверженцы одной веры?

В 2006 году парламент Армении принял Закон “О свободе совести и религиозных организаций”, который дважды корректировался. Но, несмотря на это, с учетом возникающих новых реалий он нуждался в новых доработках. В минувшем году в Национальном собрании приступили к обсуждению новых поправок к этому закону. Один из авторов проекта поправок, тогда еще депутат НС Армен Ашотян, заявил, что в действующем законе ничего не говорится о наказании за деструктивную тоталитарную деятельность религиозной организации, о пороге ее численности, при которой допускается ее регистрация. “Охота за душами”, принявшая большие и опасные для государства масштабы, требует на законодательном уровне взять под контроль деятельность этих религиозных организаций, оградив от их влияния наших граждан”, — сказал Ашотян.
А в апреле 2010 года автор этих слов, будучи уже в статусе министра образования и науки, издал приказ, согласно которому несколько частных школ после проверок были лишены лицензии. Как стало известно из местных источников, эти школы, в которых обучались 450 учеников, были сектантскими структурами, пропагандировавшими сектантские идеологии.
Противостоять этому разгулу сектантства в нашей стране могут только закон и церковь. Что касается церкви, то она в основном ограничивается констатацией факта, даже не пытаясь активно вмешаться в создавшуюся очень тревожную ситуацию.
Так, пастырь Армянской Апостольской Церкви директор телекомпании “Аветис” Левон Партакчян вынужден был признать, что “некоторые преподаватели в армянских школах, будучи атеистами, негативно влияют на детей в вопросах религиозного воспитания”. А что делает сама церковь, для того чтобы позитивно повлиять на этот процесс? По сути — ничего. Что же касается закона, то и здесь не все просто. По словам Александра Амаряна, это мертвый закон. Сколько бы мы сегодня ни говорили об этом, все бессмысленно до тех пор, пока государство не примет полноценный закон о религии.