Право на страну

Архив 200930/06/2009

На днях мне довелось присутствовать на открытии трапезной одного из наших друзей, где Сергея Александровича Амбарцумяна попросили оставить запись на памятной тарелке. Не долго думая мэтр написал: “Моей Армении — цветущее будущее”. Мы сначала восприняли эти слова как достаточно банальное, хотя и естественное пожелание. И только чуть погодя заметили истинный смысл написанного: ключевым здесь было слово “моей” — тем самым мэтр выражал ответственность покровителя, позицию хозяина, подтверждал свое право на страну… Мне тогда подумалось: “А ведь это право — из тех, которые не надо завоевывать, его достаточно всего лишь осмыслить и осознать, но почему-то приходим к такому осмыслению и реализуем мы его далеко не все — может, боимся слыть выскочками, а может, нам кажется, что не доросли еще и вообще — не наше это дело?” Попытаемся, однако, разобраться в причинах.
Вспомнился русский философ Ильин: “Человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства и не обрести своей родины, так что душа его будет до конца патриотически пустынна и мертва,.. обретение родины есть акт духовного самоопределения…” Признаем, что для такого самоопределения необходимо наличие двух обязательных элементов — состоявшегося государства и сформировавшейся души. Мы почему-то привыкли считать акт внешнего признания (допустим, членство в ООН) окончательным подтверждением факта состоятельности государства. Между тем внешнее признание — это лишь завершение первичного этапа становления: государству предстоит трудный и долгий путь к признанию внутреннему.
Для характеристики успешного государства иногда говорят о создании “общества равных возможностей”, не уточняя, однако, в чем именно возможности должны быть равными. Мой подход: равными должны быть возможности в познании, доступ к информации, к накопленному миром богатству знаний. Обеспечение всего этого и есть иммунная черта состоявшегося государства. Но этого мало: надо еще быть гарантом справедливости существующего и постоянно воспроизводящегося неравенства. Именно эти два фактора — равенство в возможностях познания и справедливость существующего неравенства — и являются необходимыми условиями внутреннего признания государства, без которого проявление хозяйского отношения к стране по Амбарцумяну или акт духовного самоопределения по Ильину сродни демонстрации индивидуального — если не героизма, то чудачества… А теперь зададимся вопросом: не мы ли свидетели того, что некоторые баловни судьбы при нашем попустительстве почему-то “более равны” в обществе, чем другие; есть ли вообще вокруг нас хотя бы один пример неравенства справедливого; понимаем ли мы, что каждый раз, покровительствуя какому-то одному из “более равных”, государство тем самым лишает себя участия и поддержки несоотносимо большего числа граждан-покровителей. А ведь именно граждане-хозяева, граждане-покровители и являются несущими конструкциями, своего рода “стволовыми клетками” государства!
Что же до формирования души, то здесь, очевидно, надо следовать библейскому смыслу: вся жизнь суть духовное восхождение. Вернее, так оно есть и так должно быть, но для людей, нашедших этот смысл, познавших эту суть и понимающих ее величие. Задача в том, чтобы весь процесс становления личности, вся система воспитания и образования были бы направлены на поиски и нахождение этой сути, ибо, как заметил поэт-армянин Эдуард Асадов, “человеком мало родиться, им еще надо стать”… В этой связи позволю себе предостеречь некоторых состоятельных граждан (особенно из числа “более равных”), которые стремятся во что бы то ни стало и как можно скорее вывезти своих отпрысков за рубеж и дать им западное образование: это следует делать только тогда, когда “акт духовного самоопределения” подростка уже состоялся, т.е. в достаточно зрелом возрасте, очевидно, после одоления первой ступени высшего образования. Таким же подходом должно руководствоваться и государство, стимулируя и финансируя обучение студентов за рубежом.
Поступать иначе — обрекать еще не сформировавшихся граждан на ничтожную жизнь без Отечества, тягостные и безуспешные поиски Истины…
Резюмируем: только познавший себя может познать Отечество; только познавший Отечество может стать его покровителем; только гражданин-хозяин может иметь право на страну; только такие граждане могут служить надежной опорой и защитой государства; только и только государство может предотвратить противоположный ход событий.
Да здравствует Гражданин-хозяин, он же и покровитель — государства и нас с вами!!!
До встречи!
Армен ДАРБИНЯН