Париж, ЮНЕСКО, Чакмакчян

Архив 201002/02/2010

28 января в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже открылась выставка замечательного художника Арто ЧАКМАКЧЯНА. При большом стечении публики вернисаж открыли постпред Армении в ЮНЕСКО Шарль Азнавур, посол Армении во Франции Виген Читечян, а также замдиректора этой важной международной организации Франсуаза Ривьер. Идея выставки родилась у Жака Пулена, парижского философа, написавшего блестящий и глубокий текст к альбому Арто, изданному в Канаде. Он показал альбом руководству ЮНЕСКО, и машина заработала. Результат, судя по реакции, превзошел все ожидания. 

Каждый художник независимо от масштаба желает выставить свои произведения в славном городе Париже и тем самым украсить свою творческую биографию. О выставке же в знаменитом зале Миро в ЮНЕСКО можно только мечтать. Так что выставка Арто Чакмакчяна больше событие не только для самого мэтра, но и для армянского искусства. 
Здание ЮНЕСКО, где расположен этот зал, вернее — три анфиладных зала, один из концептуальных памятников современной архитектуры французской столицы. Он был построен чуть более полувека назад по интернациональному проекту американца Брейера, итальянца Нерви и француза Зерфюса. Огромный, строгий, лаконичный комплекс с доминирующим главным зданием, покоящимся на обнаженных железобетонных ногах-опорах. Здание окружено уже давно популярным в Париже японским садом, созданным культовым архитектором Исаму Могучи. На территории сада живописно расположились монументальные произведения Генри Мура, Пикассо, Калдера, Миро. Кстати, именно после выставки последнего, испанца Жоана Миро, залы были названы его именем. 
В одном из залов представлены произведения Арто, которые советская идеология напрочь отвергала. Вообще эстетика Чакмакчяна никак не пришлась ко двору тогдашним властям, его скульптуры и графика последовательно изгонялись из культурной и арт-среды. Это в конечном итоге и стало главной причиной его убытия из советской Армении. Артисту такого образа мыслей, таких широких эстетических воззрений и, наконец, такого масштаба было сверх сил творить с ограничениями, подпольно и таиться от общества. 
Арто показывает в зале Миро на 300 квадратных метрах сто работ, из них около сорока — скульптуры. Он подготовил множество новых, в частности серию “Осужденный”. “Каждый рождается осужденным на смерть, но никто о ней долгое время не думает. Эти мысли появляются только в старости…” — поясняет Арто. 
Каждое произведение маэстро — это клубок непростых вопросов, которые должен разрешить зритель. Будь то скульптура из бронзы и прочих материалов, будь то рисунки. Они красноречивы и полисемантичны. Их невозможно разглядывать безучастным взором — это исключается абсолютно. Их надо внимательно разглядывать и осмысливать. Тогда и будет понятен феномен Арто. Будет также ясно, почему его так остерегались в советской стране. Нестандартные мыслительные процессы в головах совслужащих власти были не нужны. 
К выставке выпущены два каталога. Один вместил те самые работы советского периода, другой — все остальные. Соответственно сделаны и две афиши. ЮНЕСКО как международная организация не имеет дела с отдельными авторами, а только со страной, которую они представляют. И хотя Арто является гражданином Канады, он предпочел, чтобы представление его в ЮНЕСКО поступило из Армении. Самым любезным образом это сделало армянское посольство во Франции. 
…Скрупулезная подготовка к выставке в ЮНЕСКО не помешала Чакмакчяну выполнить заказ Армянской Католической Церкви Бостона — памятник Мхитару Себастаци. Бронзовый, вполне портретный отец Мхитар уже стал органичной частью пространства Бельмонта, самого центра Бостона. Заказчики даже не стали смотреть на модель в глине — доверились маэстро Чакмакчяну. И не ошиблись. 
Не ошибаются и все те, кто в калейдоскопе парижской художественной жизни вычленяет выставку Арто. Они погружаются в атмосферу искусства умного и магически завораживающего. Его творчество, много лет остававшееся на родине в тени, вновь заняло достойное место в панораме общенационального искусства.