Новозеландские страсти по Варпету Сарьяну

Архив 201116/04/2011

Пребывание “Армении” в Новой Зеландии ознаменовалось культурно-живописным событием всеармянского масштаба. Фортуна застала здесь кругосветку и Зория БАЛАЯНА именно тогда, когда стала решаться судьба обнаруженной в стране картины Мартироса Сарьяна. Начальнику экспедиции не оставалось ничего другого, как принять в этом процессе активное участие.

…Интернет — что ни говори, великая вещь. В этом я убедился в очередной раз, когда недавно прочитал статью — крик души — директора Музея Варпета Рузан Сарьян. Она пишет, что получила письмо из Новой Зеландии от некоего Ника Мариновича, который сообщил о хранящейся в его семье картине Мартироса Сарьяна. “Интересна ли она вам и какую цену вы можете за нее предложить?” Так что “крик души” Рузан Сарьян совершенно мне понятен. Ведь такая благая весть!
Это можно сравнить с драматической и в то же время такой счастливой ситуацией, когда в дом приходит весть о том, что жив сын, считавшийся без вести пропавшим. А вскоре “сухопутный” член экипажа “Армения”, директор издательства “Амарас” Аркадий Асрян перебросил мне на борт и снимок самой картины “Улица кавказского города”. 
Естественно, нынешний владелец прекрасно сознавал, что любая сумма, какую бы ни назвал музей, ему покажется недостаточной. Торг есть торг. Продавец хочет продать подороже, покупатель — купить подешевле. Вот и обратился он к известным аукционным домам, которые честно оценили живописные достоинства картины, у которой есть более точное название: не “Улица кавказского города”, а “Уголок кавказского города”. И, действительно, там только уголочек улицы с двумя кипарисами, бросающими темно-синие контрастные тени именно на желтоватый угол улицы и на действительно кавказские дома. Однако это детали. Картина была создана Варпетом в 1927 году в Париже и экспонировалась на парижской же выставке в 1928 году вместе с другими его картинами. Их было около сорока, но, увы, большинство сгорели в том же году в Стамбульском порту, в трюме судна “Фриджи”, следовавшим из Марсельского порта в Батуми: Сарьян отправлял их в Армению… Из парижских работ уцелели лишь некоторые, в частности эта, которую он оставил при себе. Рузан Сарьян пишет по этому поводу — “Слава Богу!” Но с болью в сердце продолжает: “До сих пор о картине “Улица кавказского города” можно было судить лишь по черно-белой фотографии… Только спустя 83 года после ее создания мы увидели, наконец, цветное изображение. Она великолепна по своей живописи и композиции”.
Это же надо! Прямо в дни нашего пребывания в Новой Зеландии открылась вся эта история. Я понял, что нам придется повременить с отходом судна на пару дней. И это когда каждый час у нас — на вес золота. Однако картина Сарьяна дороже любого золота. Бросив все дела, помогает мне вездесущий Акоп Елдузян, который вместе с женой Салби и сыном Раффи. Мы нашли владельца картины Ника Мариновича. Естественно, что Ник не спешит. Естественно и то, что он не хочет прогадать. Он приехал со своим другом, я — с Акопом. Маринович пришел не с пустыми руками. С папкой, в которой были письмо на мое имя и все документы об истории картины.
Собственно, подробности о том, как она попала к Мариновичам, это целая новелла. Изложу пока в двух словах. Картину давно приобрел муж тетки Ника. В дальнейшем она передала ее брату и наказала беречь ее, ибо когда-нибудь картина будет стоить немалых денег. И вот многие годы висит в чулане картина, которая вряд ли могла быть оценена двадцатичетырехлетним парнем, который зарабатывает тем, что ищет в городской толпе красивых девушек и даже мужчин с характерной внешностью и, обещая им славу и деньги, возит на кастинги в различные теле- и киностудии. И вдруг какая-то картина, которая, как он признался, ну никак не могла его привлечь, которая постоянно мешала дома. Иногда, бывало, смотрел и ничего не понимал. Улица, по ней идет какое-то животное, на котором сидит, сгорбившись, не то мужчина, не то женщина. Но главное, такого животного у них нет в Новой Зеландии, где есть семьдесят миллионов овец, не меньше коров и лошадей. Но вот маленький с длинными торчащими ушами никогда не попадался на глаза. Ишак. Бедная Новая Зеландия. Бедный Ник Маринович, чьи предки приехали сюда из Хорватии, где водятся ишаки тоже.
Молодой человек, вдруг ставший обладателем дорогой картины, был во время беседы спокоен, поскольку все свои мысли и все требования он передал бумаге. Все, что нужно ему, исходя, конечно, и из аукционных законов. Обе стороны понимали и то, что средняя, какая-то оптимальная цена колеблется между 250 тысячами и 280 тысячами фунтов стерлингов (около 450 тысяч американских долларов). Знали и то, что весь разговор пойдет вокруг разницы — 30 тысяч фунтов. Ник прекрасно знал и о том, что даже до начала торгов 4-6 июня на лондонском аукционе можно по закону на двустороннем уровне осуществить куплю-продажу картины, естественно, после всех необходимых в таком случае процедур и многочисленных экспертиз. Словом, это уже дело техники. Нас сейчас интересует и волнует только дальнейшая судьба картины, которую высоко ценил сам Варпет. В письме к Аршаку Чопаняну он пишет, что “Улица кавказского города” “относится к числу моих сильных работ…”
Так что мы стоим перед свершившимся фактом и остается только начать сбор средств, чтобы выкупить замечательную картину для Армении. В тонкостях торгов я не очень сведущ, но, думаю, это может быть или один благотворитель, чье имя должно быть помещено в зале, где будет висеть чудом спасшаяся картина, или несколько меценатов. А может, надо будет организовать традиционный телемарафон. К сведению гипотетических организаторов сбора средств для возвращения национального шедевра хочу сказать, что экипаж “Армении” готов перечислить тысячу фунтов стерлингов (примерно 225 долларов США от каждого члена команды) для приобретения и возвращения в Армению “сильной работы” Варпета Сарьяна.
Новая Зеландия