“Наше возрождение является нашим ответом на попытку уничтожения армянского народа”

Архив 201523/04/2015

“Память, благодарность, предотвращение и возрождение — это те посылы, с которыми Республика Армения и сформировавшиеся в результате геноцида армян в разных странах мира армянские общины обращаются к международному сообществу и будущим поколениям по случаю 100-летней годовщины. Эти четыре идеи содержат в себе фундаментальную значимость как дань памяти жертв всех геноцидов, совершенных за всю историю человечества”, — с этими словами обратился президент РА Серж Саргсян к участникам стартовавшего вчера в Ереване глобального общественно-политического форума “Против преступления геноцида”.

 

В своем выступлении на открытии форума президент РА акцентировал его значение в вопросе признания, преодоления последствий и предотвращения геноцидов:

— Геноцид — это преступление, масштабы которого так велики, а нанесенный ущерб настолько глубок, что даже по прошествии десятилетий их влияние на себе ощущают и потомки подверженных геноциду, и потомки тех, которые совершили геноцид, и все международное сообщество. Для нас, армян, память — это моральное обязательство и в то же время неотъемлемое личное и коллективное право. Моральное обязательство и право помнить полтора миллиона наших убиенных, сотни тысяч людей, вытерпевших нечеловеческие лишения, потерю накопленного нашим народом в течение тысячелетий материального и духовного наследия, ту значительную, в основном проживающую в Константинополе, часть армянской интеллигенции начала 20-го века, уничтожением которой было положено начало массовым погромам. Именно это единство права и обязательства является причиной того, что мы проводим памятные мероприятия под девизом “Помню и требую”.

Нельзя не согласиться с лауреатом Нобелевской премии, пережившим холокост, Эли Визелем, который отмечает: “Забыть убитых — равносильно тому, чтобы убить их во второй раз”. Одновременно для потомков тех, кто совершил геноцид, память — лучшее средство взглянуть в лицо собственной истории и лучшая возможность для восстановления справедливости. Дни памяти жертв геноцидов: Мец Егерна, Шоа, а также геноцидов в Камбодже, Руанде, Дарфуре и других геноцидов должны быть днями поминовения не только для потомков жертв, но также и для потомков тех, кто совершил геноцид. Дорога, ведущая к примирению — не позиция отрицания, а осознанная память.

В своем выступлении на открытии форума президент РА акцентировал его значение в вопросе признания, преодоления последствий и предотвращения геноцидов:

— Геноцид — это преступление, масштабы которого так велики, а нанесенный ущерб настолько глубок, что даже по прошествии десятилетий их влияние на себе ощущают и потомки подверженных геноциду, и потомки тех, которые совершили геноцид, и все международное сообщество. Для нас, армян, память — это моральное обязательство и в то же время неотъемлемое личное и коллективное право. Моральное обязательство и право помнить полтора миллиона наших убиенных, сотни тысяч людей, вытерпевших нечеловеческие лишения, потерю накопленного нашим народом в течение тысячелетий материального и духовного наследия, ту значительную, в основном проживающую в Константинополе, часть армянской интеллигенции начала 20-го века, уничтожением которой было положено начало массовым погромам. Именно это единство права и обязательства является причиной того, что мы проводим памятные мероприятия под девизом “Помню и требую”.

Нельзя не согласиться с лауреатом Нобелевской премии, пережившим холокост, Эли Визелем, который отмечает: “Забыть убитых — равносильно тому, чтобы убить их во второй раз”. Одновременно для потомков тех, кто совершил геноцид, память — лучшее средство взглянуть в лицо собственной истории и лучшая возможность для восстановления справедливости. Дни памяти жертв геноцидов: Мец Егерна, Шоа, а также геноцидов в Камбодже, Руанде, Дарфуре и других геноцидов должны быть днями поминовения не только для потомков жертв, но также и для потомков тех, кто совершил геноцид. Дорога, ведущая к примирению — не позиция отрицания, а осознанная память.

Осуществление геноцида является следствием не только текущих развитий в данном государстве или обществе, но также провалом всей международной системы. Не раз доказано, что безнаказанность является предпосылкой для повторения геноцида. Геноцид армян и холокост удалось осуществить в периоды Первой и Второй мировых войн. Международное сообщество не смогло предотвратить осуществление этих, а также других геноцидов. Сегодня благодаря памяти возможно представить ту величайшую потерю, которую понесла всемирная цивилизация из-за геноцидов. Невозможно словами описать ту степень искажения системы человеческих ценностей, которая лежит в основе инициирования этого страшного преступления.

В наших воспоминаниях о геноцидах большое место занимает признательность: признательность человеческой добродетели, которая спасла тысячи жизней в ходе геноцидов. Таких историй много. Деятельность Ирэны Сендлер или Рауля Валенберга в ходе холокоста, Пола Русесабаджина в ходе геноцида в Руанде, Ван Чуона в ходе геноцида в Камбодже — стали не только гарантией физического существования для спасшихся, но и источником веры в период господства жестокости и ненависти.

Армянский народ не забывает и признателен тем курдам и туркам, которые во время геноцида армян тайно спасали жизнь своего соседа-армянина, благодарен арабскому народу, который предоставил убежище армянам, спасшимся от ятагана, русским, американским и европейским индивидам, организовавшим попечительскую и другую гуманитарную деятельность.

В равной степени признательности достойны имеющие гражданскую смелость те деятели, представители духовенства, миссионеры, дипломаты, проявившие политическое благочестие государства, которые в своей деятельности руководствовались высокими убеждениями гуманизма.

Параллельно прилагаемым последовательным усилиям в деле признания, осуждения и устранения последствий геноцида, в нашей внешнеполитической повестке дня особое место занимает наша активная роль в деле предупреждения геноцидов. При этом эти направления взаимосвязаны, так как признание и осуждение прошлых геноцидов играют неоценимую роль в деле предупреждения преступлений против человечества в будущем. Именно это является причиной того, что мы придаем большое значение проблеме предупреждения геноцида, тем самым еще раз подчеркивая нашу непоколебимую решимость и констатацию политической воли в борьбе против явлений, чуждых человеческой цивилизации.

Примерами активного участия Армении в приложенных международным сообществом усилиях по предупреждению геноцида являются инициированные в разные годы в ООН и принятые консенсусом резолюции. Последняя из таких резолюций была принята в марте в Совете ООН по правам человека. В резолюции также осуждается международное публичное отрицание геноцидов и преступлений против человечества, так как оно подготавливает плодородную почву для свершения новых насилий и тормозит процесс предотвращения преступления.

Отрицание, вместе с созданием геноцидальной среды и непосредственным осуществлением самой резни, является одной из вершин того же треугольника. Отрицание геноцида содержит в себе также элементы новой волны национальной ненависти, часто сопровождается нетерпимостью и оправданием совершенных геноцидов. А в условиях усиливающегося международного давления отрицание получает мягкие, но столь же опасные оттенки, или растворяется в процессе переизложения истории.

Не вызывает никаких сомнений тот факт, что историки и теоретики международного права проделали значительную работу для юридического определения термина “геноцид”, а также для разработки механизма наказания данного преступления. Не вызывает сомнений также и то, что свой непререкаемый и передовой вклад внесли общественно-политические круги, журналисты, парламентарии. Вышесказанное в полной мере относится также к геноциду армян. Международная пресса 1915-1916 гг. была наводнена наводящими ужас статьями, рассказывающими о массовых убийствах армян. В 1915-м году авторитетная американская газета “Нью-Йорк Таймс” напечатала 145 статей, озаглавленных “Призыв к Османской империи о прекращении резни армян”. Преступление, совершенное против армянского народа, газета охарактеризовала как “систематизированное”, “санкционированное” и “организованное со стороны правительства”.

24 мая 1915 года страны-союзницы (Великобритания, Франция, Россия) выступили с совместной декларацией, охарактеризовав совершенное против армян преступление как “преступление, направленное против цивилизации и человечества”, что стало первым подобным высказыванием, сделанным на столь высоком уровне.

В дальнейшем эти понятия были включены в ряд основных определений данного преступления — Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Римский статут международного уголовного суда и другие важнейшие документы международного права.

Одной из причин повторения геноцидов и преступлений против человечества является также тот факт, что международное сообщество не проявило последовательности, единства и решимости для признания и осуждения совершенных геноцидов, а также исключения возникновения среды, способствующей геноциду и его отрицания в достаточной степени. В данном контексте особенно значима роль парламентов и парламентариев как опорных структур для развития демократических ценностей общества.

Хочу особо отметить, что в рамках данной конференции предусмотрено специальное обсуждение, касающееся неоценимой роли законодателей, поскольку их решения, заявления и обращения имеют существенное значение как в деле восстановления справедливости, так и в деле освобождения будущих поколений от последствий преступления геноцида.

Хочу поприветствовать и подчеркнуть особое значение двух документов, принятых в текущем году Национальным собранием Армении. Первое — это заявление об осуждении геноцида греков и ассирийцев в Османской империи. Второе касается внесения поправок в закон РА о “Праздниках и памятных днях Республики Армения”, согласно которому девятое декабря будет отмечаться как день осуждения и предупреждения геноцидов, что особо символично, поскольку именно в этот день была принята “Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него”.

В данном контексте одним из важнейших посылов является возрождение. 100 лет назад армянский народ пережил самую темную и жестокую страницу своей истории. Ужас, выпавший на долю наших предков, действительно не имеет прецедентов по своему масштабу. Однако сегодня, спустя 100 лет, взывая к памяти невинных жертв, армянский народ предстает перед мировым сообществом независимым государством, свободным Арцахом, жизнеспособной диаспорой, живущей ценностями, направленными на сохранение и развитие Армении, и стремящийся воплотить новые идеи для развития общечеловеческой цивилизации.

В основе всего вышеперечисленного лежит возрождение армянского народа. Пожалуй, именно здесь и сформировалась самая главная особенность нашего народа — сохранение веры в общечеловеческие качества, несмотря на все сложности и несчастья, а также способность найти в себе силы для созидания и творчества. Веками потерянная государственность была восстановлена уже в 1918 году. Затем, в советский период, армянский народ создал многочисленные духовные и материальные ценности, тем самым внося свою лепту в обогащение международных научных и культурных сокровищниц. Пиком возрождения армянского народа стала общенациональная волна пробуждения 1991 года, когда независимая Республика Армения присоединилась к международной семье независимых государств.

Армянский народ возродился не только на родине, но и за ее пределами. Вследствие геноцида армяне, нашедшие убежище в различных странах по всему миру, успешно интегрировались в общества, давшие им приют, одновременно не растеряв свою самобытность и сознание глубокой связи с Арменией. Именно поэтому в 100-летнюю годовщину геноцида армян мы с чистой совестью можем сказать, что организаторам геноцида не удалось воплотить в жизнь свои намерения. Более того, построение государственности, наше возрождение, которое сегодня уже необратимо, являются нашим ответом на попытку уничтожения армянского народа.

Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что сегодняшний форум, наравне с дискуссиями, должен стать мощным посылом международному сообществу, указывающим, что геноциды не перестали быть угрозой для человечества, что преодоление последствий и предупреждение геноцидов должно стать важнейшим приоритетом. Уроки прошлого обязывают нас. Цивилизованное мировое сообщество должно объединить свои усилия для окончательного искоренения преступления геноцида и порождающих его обстоятельств.

Известная истина гласит, что во вселенной все взаимосвязано. Это утверждение верно и для человеческой цивилизации, поскольку человечество всем многообразием рас, народностей, культур и религий представляет собой гармоничную и целостную палитру. Геноцид — это преступление, нацеленное на обрывание веток с древа мировой цивилизации. Потеря любой веточки может стать судьбоносной и для всех остальных.

Таким образом, решительно сказав “больше никогда”, внесем свой скромный вклад во имя объединяющей нас всех общечеловеческой цели — наиболее полноценного выполнения этой миссии международного сообщества в деле предупреждения геноцида.