“Нам нужно провести большой открытый джаз-фестиваль”

Архив 201002/03/2010

Саксофонист Армен УСНУНЦ — личность неординарная и, возможно, на первый взгляд противоречивая. С одной стороны — это профессиональный музыкант, известный своими четкими и принципиальными взглядами, а с другой — вечно ищущий новатор.

— Я не собирался становиться музыкантом — просто, как многие дети того времени, проучился “для галочки” 7 лет в школе им.Саят-Новы по классу фортепиано. Занимался я нехотя и окончил школу исключительно благодаря терпению учительницы и мамы. Я мог часами слушать пластинки, но вот серьезные занятия были смерти подобны.
Однажды меня уговорили играть в духовом оркестре, которым руководил ныне покойный Левон Баласанян. Переучиваться с рояля на другой инструмент, мне казалось, будет несложно. Вначале мне предложили тромбон, но друзья заартачились, и я выбрал саксофон. Этот инструмент поначалу вызывал у меня какие-то пижонские ассоциации. Но в тот раз я в одночасье изменил свое отношению к нему. Произошло чудо. В тот день мне удалось сразу же воспроизвести нормальный и четкий звук. Узнав, что и как нажимать, я с ходу сыграл гамму “до-мажор” на саксофоне. Вот тогда все и решилось.
— И кто же стал твоим первым проводником в мир саксофона?
— Первым учителем как в школе, так и на первом курсе консерватории стал Эдуард Бахчинян. Он сумел не просто заинтересовать, но и привить любовь к саксофону. Хотя, конечно, многое приходилось понимать и находить самому. Сейчас музыкантам намного легче, чем раньше. Мы же двигались наобум и учились чуть ли не интуитивно. Благо потом оказалось, что все делалось правильно. К сожалению, сегодня, как и тогда, у нас нет профессиональной школы. Все держится на энтузиазме одиночек. Кстати, в этой связи вспоминается весьма занятный случай.
Мы как-то с семьей отдыхали в дилижанском Доме композиторов. Я там целыми днями играл на своем саксе и всех вконец доконал. Оказалось, что в одном из коттеджей обитает не кто иной, как маэстро Георгий Гаранян. Не долго думая я отправился к нему, с ходу сыграл пару композиций и спросил его мнение. Игра моя была признана, мягко говоря, далекой от совершенства,.. однако после этого Георгий Арамович не только дал мне массу ценных советов, но и, вернувшись в Москву, выслал мне школу игры на саксофоне, ноты, книги по джазу… Словом, это была моя первая, “трамплиновая” встреча.
Позже, когда меня призвали в армию, я играл поначалу в оркестре почетного караула, а затем — в оркестре МВД Кремля. Оркестр состоял из великолепных музыкантов. Помимо армейской обязаловки мы исполняли и концертные произведения.
— Одним словом, джазом тогда еще и не пахло?..
— Как сказать. В то время в Москву переехал опытнейший Александр Захарян, и я старался общаться с ним как можно чаще. Он щедро одаривал меня записями, нотами… Так что мало-помалу и я втянулся в это дело…
— И что же дальше?
— В 1988 году я попал в оркестр к Константину Орбеляну, но… не надолго там задержался: спустя год меня пригласили в джаз-трио Арташеса Карталяна. С моим приходом оно превратилось в джаз-квартет. К сожалению, наше совместное творчество длилось недолго. Настали трудные времена, и Арташес и само трио уехали в США. Я остался один, но сидеть в углу и бездействовать не собирался…
Поначалу играл в “Chico & Friends”. Затем появились по очереди “Time Report” и “Armenian Navy Band”. Параллельно с этим до 2005 года я работал вместе с Арменом Мартиросяном в Госджазоркестре Армении. А в прошлом году в клубе “Улиханян” состоялось первое выступление джаз-фанк группы New Quintet, в состав которой вошли Ваагн Айрапетян (пианино), Артем Манукян (бас), Арман Джалалян (ударные), Ерванд Саркисян (труба) и я. Но наряду с этим у нас есть и квартет “Artasax”, основанный еще в 2001 году. С ними мы играем классическую музыку в переложении для четырех саксофонов.
— А в чем, на твой взгляд, сегодня реально нуждается армянский джаз?
— Прежде всего в грамотной аудитории, точнее, в ее воспитании. А в идеале — нам нужно провести большой открытый джазовый фестиваль!
— Ты считаешь, что такой фестиваль имеет шанс окупиться?
— Да, если этим займутся настоящие профессионалы — конечно, при господдержке. Причем совсем не обязательно приглашать сюда мировых звезд за баснословные суммы и потом выставлять астрономические цены на билеты. Есть уйма замечательных музыкантов, не столь популярных в Армении, но с радостью готовых участвовать в джазовом фестивале. Просто все упирается в отсутствие профессиональных продюсеров.
Один за другим проводятся концерты раскрученных до невозможности брендов как в джазовой, так и в рок-музыке. В итоге за бортом остается не только настоящая джаз-публика, которой не по карману такое удовольствие, но и те, кого бы стоило заинтересовать этой музыкой, чтобы спасти и вытащить из попсы и прочей низкопробной дряни. Получается, что чисто визуально страна живет насыщенной концертной жизнью, только толку от этого почему-то никакого.
— И напоследок чем планируешь порадовать своих поклонников?
— Квартет, о котором я упоминал, состоящий из некогда биг-бэндовских саксофонистов, вероятно, выступит весной с концертом. В программе — Бах, Вивальди, Комитас, Асламазян, Гершвин, Пьяцолла, Альбенис… По сути, это будет наше первое крупномасштабное сольное выступление. Очень надеюсь, что оно действительно состоится. Ну и дай бог, чтоб после этого хватило нервов и сил и мы смогли бы записать новый альбом с “Time Report”!..