На Туринской плащанице узрели лик Леонардо да Винчи

Архив 200904/07/2009

Вновь обсуждается загадка происхождения одной из самых почитаемых христианских святынь — Туринской плащаницы.
По мнению американской исследовательницы Лиллиан Шварц из Нью-Йоркской школы изящных искусств, изображение на этом саване не что иное, как автопортрет гения итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Шварц убеждена, что “негативное” изображение “человека, снятого с креста” не объясняется чудом, а есть результат оптического изобретения Леонардо, который для создания портрета на льняном полотне впервые в истории использовал “камеру обскуру”. Ученый покрыл простыню фоточувствительной эмульсией, изготовленной из яичного белка и желатина, подвесил ткань в темной комнате, напротив в стене сделал дырку, закрыв ее стеклянной линзой, а по другую сторону поместил свой скульптурный автопортрет. Через несколько дней силуэт бюста отпечатался в перевернутом виде на простыне. Автор гипотезы напоминает, что Леонардо был зачарован магией оптических экспериментов, в его “кодексах” находится описание “камеры обскуры”. Однако версия Шварц сразу стала мишенью критики других экспертов. Директор Центра по изучению плащаницы в штате Колорадо Джон Джексон назвал ее работу “основанной на мизерных знаниях в области истории и науки”. Он напомнил, что в одном из парижских музеев хранится медальон с изображением плащаницы, датируемый ХIV веком, за сто лет до рождения Леонардо да Винчи.