Мир Иосифа Караляна

Архив 200912/11/2009

Сорок лет назад на экранах появился знаковый фильм Сергей Параджанова “Цвет граната” — “Саят-Нова”. В том же году художник Иосиф КАРАЛЯН (1897-1981) показал свои эскизы костюмов к фильму на выставке в Новосибирске. Недавно вышла книга “Мир Караляна”, подготовленная дочерью художника Беллой. В нее вошли воспоминания, письма, записки и мысли мастера об искусстве. Книга обильно иллюстрирована фотографиями и репродукциями. 

Все, что имеет хотя бы даже косвенное отношение к этому давно уже знаменитому фильму Маэстро Параджанова, чрезвычайно интересно. По разным причинам. Здесь и трудности и препятствия, которые пришлось преодолеть режиссеру при создании картины, и непонимание фильма разнокалиберными партийными и кинобоссами, и судьба самого Параджанова. Сложный авангардный фильм, в сущности, был вполне авторским — Сергей Иосифович был едва ли не главным художником и декоратором фильма. Скажем прямо: его эстетика витала над съемочной площадкой и далеко за ее пределами. Но в фильме работали также художники С.Андраникян, Е.Ахвледиани, М.Аракелян, И.Каралян, Ж.Сарабян. Иосифа Караляна привлек к работе сам Параджанов — он не без оснований считал, что тифлисский колорит никто лучше него знать не будет. Говорят, художник как мог отказывался, но речистый Параджанов уговорил… Каралян приступил к работе. 
…Профессиональный художник-график, Овсеп Каралян долгие годы делал плакаты — на хлеб насущный. Его плакат к картине “16-тый” (именно так), снятой на “Арменкино” режиссером П.Бархударяном в 1928 году, — подлинный шедевр. Но это, пожалуй, единственное обращение Караляна к кино. Опять же однажды он оформил спектакль Рубена Симонова “Разоренный очаг” в Армянской драмстудии в Москве. Он великолепно знал Тифлис. Не только потому, что родился и долго жил в этом городе, а потому еще, что едва ли не вся его живопись — его второе “я” — посвящена была воспоминаниям о Тифлисе и его жителям. Небольшие опоэтизированные картины города и его быта — ностальгические сгустки красивой, восхитительной живописи — тонкие и теплые. Душевные. Некоторые герои караляновских картин в известной степени трансформировались в персонажей “Саят-Новы”. Он сделал более 60 эскизов к параджановскому фильму, которые бережно сохранила Белла Каралян. Это мастерски разработанные костюмы главных образов фильма, а также воинов, монахов и монахинь, банщиков, строителей и др. К эскизам он делал множество рисунков — искал образы персонажей. Очень старался. И не зря. Часть эскизов обрела экранную жизнь, часть перекликается с теми, что были придуманы самим Параджановым, что также немаловажно. Это всадники на гарцующих конях, монах из Санаина, Саят-Нова в Санаине, смеживший веки Католикос Казар, ангелы. Несомненно, СП ценил своего друга-тифлисца. 
И фильм появился на экранах в 1969 году, но не “Саят-Нова”, а “Цвет граната” — “монашеского” имени, мягко говоря, убоялись те, от кого зависело будущее фильма. Как бы то ни было, он сразу же стал в ряд лучших фильмов мира, каковым и остается все эти годы. В титрах есть имя и замечательного художника, интеллигентного человека Иосифа Караляна. 
В архиве художника сохранилось кроме эскизов множество раритетов: альбомы с набросками, фотографии, документы, наконец, два подлинных костюма, использованных в фильме. Часть фотографий вошла в книгу. Но главное — почти 70 репродукций и множество рисунков. Многие из них читатель-зритель увидит впервые. Впервые блистательный мастер представлен в таком объеме. Однако думается, что этой небольшой книги явно недостаточно. Иосиф Каралян достоин много большего — фундаментального альбома. Это о нем Минас пишет: “Работы Караляна заполняют то звено цепи, без которого трудно представить армянское искусство”. Абсолютно справедливое мнение. 
Карэн МИКАЭЛЯН