Леонардо, армяне и “Тайная вечеря”

Архив 201008/04/2010

Споры о том, был ли в Армении Леонардо да Винчи, продолжаются долго. Вроде бы сошлись на том, что да, в Киликийской Армении великий художник и ученый был — есть тому доказательства. Недавно появились данные, опять же косвенные, о его пребывании в коренной Армении. Их приводит в своей статье американский исследователь Мелкон-Армен Ханджян, сообщает PanArmenian.Net.
Три весьма любопытных факта: план-рисунок армянской церкви типа Багаран в одной из знаменитых записных книжках Леонардо; армянские буквы в зеркальном изображении в “Атлантическом кодексе”, а также три портрета армянских царей.
Церквей типа Багаран в Киликии, где предположительно был Леонардо, не строили. Они были распространены в Восточной Армении. Сама церковь Багаран (624-631) стоит на берегу Ахуряна, где, может быть, художник ее видел и зарисовал план. Таким образом, версия, что он был только лишь в Киликии, не совсем точна. В “Атлантическом кодексе” есть две страницы с зеркальными армянскими буквами (едва ли не все тексты да Винчи написаны таким образом), а также с рассказом о путешествии по Таврическим горам. Описания этих гор, а также Эрзрума, Тигра и Евфрата так убедительны, а рисунки так точны, что можно всерьез считать, что их автор видел Армению.
М.-А.Ханджян утверждает, что Леонардо был не только хорошо знаком с армянским искусством, но и вдохновился им при работе над знаменитой фреской “Тайная вечеря”. Дело в том, что одного из учеников Христа — участников трапезы — последнее время с известной осторожностью считают закамуфлированной Марией Магдалиной, нежно склонившей голову на Христово плечо. На трех армянских миниатюрах художники-иллюминаторы предлагают необычную иконографию Тайной вечери. Одна из миниатюр относится к Васпураканской школе, выполнена для знаменитого Евангелия 1038 года. Это первое и единственно известное в христианском искусстве подобное изображение Тайной вечери. Другая миниатюра сделана в Арцахе в XIII-XIV вв. Здесь Христос окружен 11 апостолами (изображены только их головы с нимбами), отдельно опять же изображена Мария Магдалина, дополняющая компанию учеников Христа. Третью миниатюру — “Вознесение”, — выполненную в 1287 году в Киликии, считают произведением Тороса Рослина. Изображено вознесение Христа вместе с матерью Марией. Внизу сцены изображены не 12 апостолов, а 13. Здесь также нарисована женщина с заплетенной косой и лентой в волосах. Это Мария Магдалина.
Может, действительно эти миниатюры видел гений Возрождения и подобная нестандартная иконография запала ему в душу? Как знать. Да и узнаем ли — неизвестно. В любом случае это весьма любопытная версия, достойная внимания. В мире искусства и не такое бывало.
Споры о том, был ли в Армении Леонардо да Винчи, продолжаются долго. Вроде бы сошлись на том, что да, в Киликийской Армении великий художник и ученый был — есть тому доказательства. Недавно появились данные, опять же косвенные, о его пребывании в коренной Армении. Их приводит в своей статье американский исследователь Мелкон-Армен Ханджян, сообщает PanArmenian.Net.
Три весьма любопытных факта: план-рисунок армянской церкви типа Багаран в одной из знаменитых записных книжках Леонардо; армянские буквы в зеркальном изображении в “Атлантическом кодексе”, а также три портрета армянских царей.
Церквей типа Багаран в Киликии, где предположительно был Леонардо, не строили. Они были распространены в Восточной Армении. Сама церковь Багаран (624-631) стоит на берегу Ахуряна, где, может быть, художник ее видел и зарисовал план. Таким образом, версия, что он был только лишь в Киликии, не совсем точна. В “Атлантическом кодексе” есть две страницы с зеркальными армянскими буквами (едва ли не все тексты да Винчи написаны таким образом), а также с рассказом о путешествии по Таврическим горам. Описания этих гор, а также Эрзрума, Тигра и Евфрата так убедительны, а рисунки так точны, что можно всерьез считать, что их автор видел Армению.
М.-А.Ханджян утверждает, что Леонардо был не только хорошо знаком с армянским искусством, но и вдохновился им при работе над знаменитой фреской “Тайная вечеря”. Дело в том, что одного из учеников Христа — участников трапезы — последнее время с известной осторожностью считают закамуфлированной Марией Магдалиной, нежно склонившей голову на Христово плечо. На трех армянских миниатюрах художники-иллюминаторы предлагают необычную иконографию Тайной вечери. Одна из миниатюр относится к Васпураканской школе, выполнена для знаменитого Евангелия 1038 года. Это первое и единственно известное в христианском искусстве подобное изображение Тайной вечери. Другая миниатюра сделана в Арцахе в XIII-XIV вв. Здесь Христос окружен 11 апостолами (изображены только их головы с нимбами), отдельно опять же изображена Мария Магдалина, дополняющая компанию учеников Христа. Третью миниатюру — “Вознесение”, — выполненную в 1287 году в Киликии, считают произведением Тороса Рослина. Изображено вознесение Христа вместе с матерью Марией. Внизу сцены изображены не 12 апостолов, а 13. Здесь также нарисована женщина с заплетенной косой и лентой в волосах. Это Мария Магдалина.
Может, действительно эти миниатюры видел гений Возрождения и подобная нестандартная иконография запала ему в душу? Как знать. Да и узнаем ли — неизвестно. В любом случае это весьма любопытная версия, достойная внимания. В мире искусства и не такое бывало.