Каллиграффити живет и побеждает?

Архив 200912/12/2009

В Центре современного экспериментального искусства открыта любопытная выставка. “Каллиграффити” — назвали ее организаторы. Впервые в Армении сделана попытка — удачная — показать образцы этого популярного во всем мире уличного искусства. Появились первые граффити в нынешнем смысле слова в 60-х годах в Нью-Йорке. И пошло-поехало. Авторов, как правило, неизвестных, стали называть райтерами, ибо в большинстве своем они именно писали, а не рисовали на стенах, мусорных баках, мостах, дебаркадерах — повсюду. Даже в туннели подземок спускались эти отчаянные ребята, шурующие по ночам и вдали от чужих глаз. Постепенно сложились целые стили и направления, стали известны имена мэтров, как например, грека Димитроса, живописующего в Манхэттене.
Выставка в ереванском Центре представляет именно каллиграфические граффити — фотографии, сделанные в Берлине, Ереване, Москве, Никозии, Тегеране, Венеции, Нью-Йорке, а также сделанные непосредственно на белых стенах Центра. К граффити относятся по-разному. Снобы, конечно же, называют это вандализмом, демократы от art-а — частью современного массового уличного искусства. Скорее всего правы и те и другие. Надо сказать, что истинные райтеры — ребята с понятием и подлинную, ценную, историческую архитектуру не марают.
В братской эсэнговщине серьезные граффити появились в середине 90-х, в то самое время, когда… Попали в струю. К нам это дело дошло пару лет назад и вызвало смерчи негодования, торнадо нелюбви. Поймали бы — вздернули. Но граффити есть и здравствует, правда, в весьма ограниченном и скромном ассортименте. Выставка демонстрирует их образцы не для подражания, конечно, а интереса ради. Организаторы выставки вовсе не подвигают отечественных райтеров начать изукрашивать столицу и прочие города и населенные пункты. Они всего лишь предлагают увидеть то, о чем люди часто слышали. Это тем более интересно, что каллиграфия как таковая — вид или подвид графического искусства — у нас, к большому сожалению, ушла со сцены в самую тень. Мы легко и безмятежно расстались с великолепными национальными традициями. Кто знает почему? Между тем даже в более чем продвинутых странах — в Японии прежде всего — каллиграфия процветает. Ну и еще во многих местах.
Вообще-то, граффити-каллиграффити, как эпидемия, — не убережешься. По крайней мере после первоначальной долгой и безуспешной борьбы по всему миру оную прекратили. И райтеры успокоились и работают на всяких малоценных поверхностях. Так, московские граффитисты вполне открыто и официально расписали торец пресловутой пятиэтажки. И ничего, совсем не страшно, в чем можно убедиться на выставке. Очевидно, качественные граффити-каллиграффити могли бы оживить и многие отечественные жилые дома сероубогой “архитектуры” и прочие унылые стены. Но пока — табу, а завтра?
Самовыражаться родные таланты уже хотят и уже самовыражаются. Кое-где. К великой печали, часто на камне, что сильно затрудняет очистку — граффити-каллиграффити штука временная. Американские, европейские и прочие райтеры трудятся на окрашиваемых поверхностях, что народ и местные власти не раздражает. Даже рады, что те одушевляют скучные городские виды. Почему бы нет, неужели это хуже постылых и грязных стен, оплеванной среды, которые почему-то у нас раздражения не вызывают.