Армянская мозаика

Архив 201620/09/2016

Матенадаран – еще и “пещера Аладдина осетинской истории”

В Матенадаране есть немало документов на армянском языке, касающихся истории народов Кавказского региона, в том числе алан-осетин. Об этом не так давно рассказала статья на сайте osinform.org, озаглавленная «Матенадаран – пещера Аладдина осетинской истории?».

 

В этой любопытной статье автор М.Битиев, в частности, пишет: «Ценным источником являются свидетельства армянских авторов, особенно в части аланского периода истории нашего народа. Армяне с давних пор были соседями алан-осетин, то находясь с ними в состоянии войны, то в мирных отношениях. Еще в советский период долгие годы говорилось о том, что необходимо тщательно изучить документальные свидетельства, находящиеся в ереванском хранилище рукописей Матенадаране. И изучить их не в переводе, а в оригинале, с древнеармянского. Решение вызрело только в 1990 году, для чего в Армению направлялись двое способных студентов с исторического факультета ЮОГПИ. Однако грузино-осетинское противостояние, вылившееся в Отечественную войну, поставило крест на этой важной инициативе. Матенадаран так и не открыл нам свои тайны”.

Далее Битиев ссылается на вышедшую в 1973 году в Ереване книгу «Памятники армянской агиографии», где помимо прочего содержатся два произведения — «Мученичества Воскянов» и «Мученичества Сукиасянцев». Чем же приглянулись “Воскяны” и “Сукиасянцы” осетинам? Для начала маленькая констатация: это наиболее древние памятники древнеармянской литературы. Они относятся к V веку н.э., а в их основе лежат предания, восходящие к I в. н.э., времени борьбы христианства против древних религий. Согласно сюжету двух произведений, Воскяны – греки по происхождению, приняв христианство, поселились в Армении. На 43 году своего пребывания в Армении они отправились к царю Арташесу, пытаясь и его обратить в христианство.

Проповедь их возымела действие на приближенных и родственников царицы-аланки Сатеник, которую окружала свита аланских воинов, принявших христианство, а потому носивших фамилию Сукиасянцев. Узнав об этом, сыновья Сатеник перебили греческих миссионеров Воскянов. Тогда Сукиасянцы покинули царский двор и поселились в Багревандской области на горе Сукав. Через 44 года они были убиты прибывшими из Алании воинами, которые тщетно пытались вернуть их к прежней вере, вере предков. Это известный исторический факт.

Вот что говорится в тексте «Мученичество святых Сукиасянцев»: «Царем аланским стал Гигаанос. И взялся он за пересчет войска. Тогда царю сообщили: «Из войск царских в Армении поселились мужи смелые и добродетельные, не пожелавшие поклоняться богам царей. Гонимые из-за веры в Христа, они живут на горе Сукав в Армении». Узнав об этом, царь отобрал из войска людей отважных, именитых и, вооружив их, послал в Армению, сказав: «Если найдете их, посулив большое вознаграждение и почести, склоните вернуться сюда; если же они не согласятся, истребите».

Далее в тексте говорится, что аланский отряд вступил в пределы Армении и достиг горы. Здесь они увидели людей и очень удивились, обратив внимание на то, что те, подобно овцам, питались травой. Тогда заговорил военачальник по имени Барлаха: «Кто вы, по образу своему похожие на людей, а питаетесь подобно козам?» Тогда ответил Сукиас: «По природе своей мы люди с Аланского двора, бежали от нечестия и безбожия царей…». «Как твое имя?» – спрашивает военачальник. Сукиас ответил: «Прежде меня звали Баракатрой, но с тех пор, как я пришел к разумению Бога, стал называться Сукиасом, то есть человек, обретший мирную жизнь”. Военачальник сказал ему: «Ты похож на воина». Затем он долго упрашивал их вернуться в свою страну, обещая почести, но те отказались, поэтому были убиты. На следующий день военачальник пустился в путь в свою страну и поведал царю об их смерти.

«Как видно из данного отрывка, — пишет Битиев, — в произведении широко использован исторический, бытовой и психологический материал. В нем отразилась внутренняя жизнь Армянского государства, взаимоотношения с другими странами, в частности, с Аланией, политические события, культура и письменность. Эти произведения имеют важное научное значение для изучения истории Алании I-V вв. Безусловно, они требуют своего дальнейшего исследования, так же как и другие рукописи Матенадарана, имеющие отношение к истории осетинского народа».

Директор Института литературы НАН Армении Вардан Деврикян, комментируя эту статью, отметил, что рассказанное в ней верно, и в Матенадаране имеются такие документы. Более того, об этой истории писал сам Мовсес Хоренаци. По словам литературоведа, еще в советское время была издана серия книг (более десятка томов) из серии «Литературные связи», которая рассказывала о связях армянской литературы XVII-XX веков с литературами других стран.

Сегодня Институт литературы работает над многотомником «Армянские источники о разных странах и народах», в котором будут отражены сведения о них, нашедшие выражение в армянской литературе V-XVII вв. в различных ее жанрах – от классической историографии до средневековой поэзии, с соответствующими научными комментариями и примечаниями.

 

В США опубликован новый том Истории армянских общин

В США вышел в свет 14-й том научных публикаций об истории армянских городов и регионов, подготовленный по материалам конференций Калифорнийского университета Лос-Анджелеса (UCLA). Новое издание получило название “Армянские общины Северо-Восточного Средиземноморья: Муса-Даг—Дортйол—Кесаб”.

“Четырнадцатый том арменоведческих исследований состоит из трех глав об армянских общинах, исторически населявших разные части Средиземноморья. Есть разделы, посвященные Муса-Дагу и истории армян Кесаба, в том числе о событиях 2014 года”, — отмечает издание mirrorspectaror.com. Публикация серии научных материалов по армянской тематике, представленных на конференциях Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, началась в 1999 году под руководством известного ученого и арменоведа Ричарда Киракосяна.

 

Едем в Ригу, отдыхаем в “Ереване”

В середине октября в Риге откроется армянский парк, анонсировал на своей странице в Facebook отец Тер-Хосров Степанян.

Как передает “Sputnik-Латвия”, священнослужитель, выложив фото строительства парковой зоны, написал: “Спасибо городу Риге”. И сообщил, что в парке будут детские аттракционы и красивый ландшафтный дизайн, а назван он будет именем столицы Армении — “Ереван”. Его открытие намечено на 15 октября. Располагаться зона отдыха будет рядом с армянской церковью Риги. К слову, летом в столице отметили пятилетие храма святого Григория Просветителя. В Латвии порядка 3 тысяч армян, то есть чуть больше одной десятой процента (0,15%) населения страны. И примерно половина латвийских армян проживает в Риге.

 

США выделят 450 тысяч долларов на реставрацию армянской церкви

Посольство США в Армении окажет содействие в реставрации церкви Святого Саркиса в Мегри, сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол США Ричард Миллс.

«Средства размером в 450 тысяч долларов будут предназначены для поддержания и сохранения внутреннего и внешнего облика храма. Это настоящая жемчужина культуры, редкий и выдающийся пример совмещения армянского и персидского стилей архитектуры и оформления. Внутренние стены храма покрыты бесценными средневековыми фресками», — сказал Миллс.


Армянская церковь в Оренбурге

В понедельник 19 сентября состоялось важное событие для всех армян, проживающих на территории Оренбургской области. Областной центр посетил архиепископ Езрас — глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви.

Священнослужитель приехал, чтобы освятить строительство армянской церкви. Фундамент ее заложен на перекрестке проезда Братьев Знаменских и улицы Туркестанской. Это единственная армянская церковь на территории Оренбуржья.

 

Вырвал у пенсионерки сумку за 500 тыс. руб

Странное ограбление произошло на днях в Москве: мужчина вырвал у 84-летней женщины сумку стоимостью почти в полмиллиона рублей, а позже выкинул добычу в ближайший мусорный контейнер.

Возможно, преступника разочаровало содержимое сумочки. В дорогой сумке находились дешевый телефон, оцениваемый в тысячу рублей, и тысяча рублей наличными. О том, что сумка дорогущая, мужчина даже не догадался. Грабитель задержан. Им оказался выходец из Армении.