Анти-Фрунзик по-ванадзорски

Архив 201008/07/2010

Мгера Мкртчяна, Фрунзика, любят все армяне. И неармяне. В том числе и ванадзорцы. К 80-летию артиста они захотели свою любовь материализовать в красном туфе… Решили поставить памятник незабвенному артисту. Хорошая мысль — не откажешь. Кто сказал, что он принадлежит только Гюмри? Смешно. Он — общенациональное достояние. Верно. Открытие памятника состоялось 5 июля — через день после юбилея. С помпой, и, как полагается, произнесли душещипательные слова об артисте, поделились добрыми воспоминаниями и сердечными признаниями. Инициатор создания памятника — бывший депутат, глава общественно-благотворительной организации “Во славу страны Гугарац” Ваграм Багдасарян, несомненно, руководствовался самыми благими пожеланиями. Исходя из таковых, видимо, искали и место для памятника. И нашли-таки — между улицами Тиграна Меца и Вардананц. Теперь этот кусок носит его, Мгера Мкртчяна, имя. Облюбовали пятачок между зданиями и воздвигли. Нечто. Ваятель, мало кому известный — очевидно, местный, — Арам Маркарян был смущен вниманием. Еще бы, не каждому дано такое отгрохать. Фрунзик изваян в стилистике, которую внедрили в 60-80 годах, в период расцвета застоя, в ту эпоху, когда Худфонд поставил на поток производство всяких “Слава труду”, “Хлеб — родине”, “Космос — наш” и прочего агитпропа. Изваяния из камня, бетона, чеканного алюминия и меди, редко из бронзы ставили где душе угодно. Душам же советских руководителей было угодно ставить такие штуковины у предприятий, на перекрестках, у дороги и т.д. Человекоподобные существа не имели личных черт, а только стилизованный образ строителя будущего. Таким получился и Фрунзик — без капли его огромного обаяния и доброты. В туфе застыл некий анти-Фрунзик. Оторопь берет — ни намека на движение мысли, на остроумие и прочие качества, которые он буквально источал и которые притягивали к нему и его персонажам людей. Ванадзорский Фрунзик застыл в неестественной, фальшивой позе с устремленным ввысь взором. Об архитектуре лучше и не говорить — стыдно, но очень смахивает на надгробие. Что касается места, то оно выбрано также дилетантски. Прямо за спиной красного туфового изделия грязно-розовая стена с балконами. Рядом торец дома, изукрашенный обветшавшей мозаикой. Остается констатировать: на армянской земле возник еще один низкопробный памятник. Теперь уже милейшему Мгеру Мкртчяну. Хорошая идея трансформировалась в откровенно плохой памятник. Как? Как обычно. Рождается идея, потом обнаруживается покладистый ремесленник — и вот, пожалуй, все. Убедить местную власть тоже не проблема. Так по всей стране и появляются жутковатые скульптурные и прочие памятники. Никаких фильтров, преград, барьеров на пути дилетантов нет. Может, и есть, но эфемерные, условные, для видимости. В Ванадзоре так пару лет назад воздвигли памятник дудуку. Увеличили раз в десять и воткнули в холмик. Дешево и сердито. Теперь вот Фрунзику не повезло… Конкретно об этом памятнике не знают ни в Союзе художников, ни в Союзе архитекторов. Кто его утверждал, на каком уровне — трудно сказать. Уже и не важно. Впрочем, автор уверен, что запечатлел в глазах Мгера Мкртчяна “ГіЛЗН”, то бишь тоску. Люди говорили в камеру слова, идущие от сердца, но не о памятнике — о славном Фрунзике, человеке и актере. Репортер выразил бодрую уверенность, что это место станет любимым для ванадзорцев. Вряд ли… Сколько еще будет продолжаться эта масштабная вакханалия с памятниками — трудно сказать. По крайней мере не делается ни малейшей попытки, чтобы как-то упорядочить неуправляемый процесс. Да и кто это будет делать? Министерство культуры? Асмик Погосян, прибывшая в Ванадзор и в очередной раз державшая дежурную речь перед камерой? На этот раз на тему: как же нам нужны новые Фрунзики Мкртчяны, Хорены Абрамяны, Варданы Аджемяны. И что без них не может быть того театра, о котором мы мечтаем. Чтож, мечтать не вредно. Но вот откуда взяться такому количеству Фрунзиков, Хоренов и Варданов? И потом: куда их девать? Неужто в театр им. Сундукяна, где уже много лет нет художественного руководителя… Но вернемся к теме. Вопрос с монументальными памятниками остался висеть в воздухе. Как временную меру смеем предложить мораторий на их сооружение. Запрет. Пока разберемся…