“Число участников различных религиозных сект в нашей стране достигает почти 350 тысяч”

Архив 201130/06/2011

Об этом заявил руководитель Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культов Александр Амарян

По его словам, если и дальше так пойдет, мы потеряем национальную самобытность. Национальное законодательство несовершенно, потому и секты чувствуют себя вольготно. А значит, “ловлю душ” следует запретить на законодательном уровне. Кроме того, Амарян советует создать информационный центр, который будет предоставлять всем желающим подробные сведения относительно тех или иных религиозных организаций. Все это, конечно, звучит многообещающе, однако не очень понятно, как подобные законодательные инициативы коррелируют с конституционным требованием обеспечения свободы совести. В свою очередь представитель Армянской Апостольской Церкви иерей Есаи отметил, что церковь не может бороться с сектами в одиночку. И иерей Есаи, и Амарян считают, что свое слово в этом вопросе должны сказать и властные структуры, и граждане.
Обращение за поддержкой к властям и гражданскому обществу неслучайно. Положение ААЦ в настоящий момент оставляет желать много лучшего. Первую в мире официальную христианскую церковь сотрясают скандалы, ее имидж заметно поблек, и это в первую очередь отталкивает прихожан, предпочитающих искать утешения в “альтернативных организациях”. Напомним последний скандал. Недавно Католикос Всех Армян Гарегин Второй издал кондак, которым лишил сана представителя ААЦ в Женеве иерея Абеля Манукяна. На кондак Абель Манукян ответил заявлением, в котором указал: “Получать сан от вас не является честью, лишаться сана по Вашему распоряжению не является бесчестьем. Вы считаете, что лишать сана — это Ваша сила, между тем это самая большая Ваша слабость. Учитывая, что данное распоряжение не имеет под собой церковных, пасторских, ритуальных, канонических, дисциплинарных оснований, а наоборот — результат злоупотребления доверенной Вам власти Католикоса, я объявляю это решение несправедливым, неприемлемым и незаконным”. При этом иерей пригрозил, что если его и впредь попытаются “прессовать”, он подаст на католикоса в суд в полном соответствии с законами швейцарской Конфедерации. А для того чтобы побольнее оскорбить Католикоса, непокорный иерей обратился к нему по светскому имени.
Этот “бунт на церковном корабле” имеет свою предысторию. Ранее Первопрестольный Святой Эчмиадзин (резиденция армянских Католикосов) назначил предстоятелем швейцарской епархии ААЦ архимандрита Месропа Парсамяна. Но представители армянской общины города во главе с иереем Манукяном воспротивились этому и даже не открыли новоназначенному пастырю двери женевской церкви Сурб Акоп. При этом канцелярия Св.Эчмиадзина разъяснила, что “бунтовщик” Манукян прибыл в Швейцарию в 1994 году из Канады, где, кстати, тоже проводил службы без благословления тогдашнего предстоятеля ААЦ. В Швейцарии он “самочинно” взял на себя роль духовного пастыря армянства Женевы и не подчинялся ни одному Католикосу ААЦ. Св.Эчмиадзин периодически запрещал иерею заниматься священнической деятельностью, но безрезультатно.
На первый взгляд непонятно столь смиренное долготерпение Эчмиадзина, особенно если учесть, что все эти годы бунтарь-иерей, фактически не имевший права представлять ААЦ в Женеве, исправно получал от церкви зарплату в размере 8 тысяч франков в месяц. Впрочем, секрет весьма прост. В Женеве проживают около 2000 армян, многие из которых выступили против решения о назначении нового священнослужителя. Они убеждены, что Св.Эчмиадзин попросту желает прибрать к рукам деньги епархии и общины, потому и хочет сменить иерея Манукяна на “своего человека”. Однако в канцелярии католикосата это опровергают, указывая, что еще “в 2009 году был утвержден епархиальный устав, согласно которому епархии сами распоряжаются своим недвижимым имуществом, материальными средствами, и лишь в случае расформирования епархии эти средства поступают в распоряжение Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Первопрестольный Эчмиадзин никоим образом не может вмешиваться в материальные вопросы епархий, наоборот, пытается сделать так, чтобы как можно больше людей приняли действенное участие в местной епархиальной и общинной жизни”.

Как бы то ни было, неприятная история, получившая к тому же значительный резонанс, была негативно воспринята армянами как в самой республике, так и в диаспоре, где именно церковь и ее структуры являются в большинстве случаев нравственно-духовными и культурными центрами, позволяющими армянам сохранить свою самоидентификацию. И любой скандал, связанный с ААЦ и ее служителями в этом смысле, выходит далеко за рамки чисто внутрицерковных дел. После всего этого явственная активизация в Армении различных сект, рост их агрессивности уже вряд ли могут вызывать недоумение.
Ануш ЛЕВОНЯН
Regnum, 28.06.2011 г.